Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Вторник, 26.11.2024
Your Ad Here
Главная » Статьи » Лизинг

Вред на пользу

Кризис стал катализатором для рынка оперативного лизинга, считают эксперты. Похоже, у этого вида аренды, тот, что во времена экономической стабильности был немного популярен у потребителя, в настоящий момент появились перспективы для развития.

Пока в России официального понятия "оперативный лизинг" не существует. Зато рынок этих услуг уже сформировался.

Действительно, в федеральном законе "О финансовой аренде (лизинге)" понятие "оперативный лизинг" отсутствует, по сути дела разрешенным считается только финансовый лизинг, рассказывает руководитель отдела маркетинга компании "ЛизингПромХолд" Светлана Кудряшова.

Однако сделки оперативного лизинга все одинаково заключают, так как в правовой базе для этого есть "лазейка". По законодательству, контракт лизинга не подразумевает обязательного перехода права имущества к лизингополучателю по истечении срока действия договора и выплаты всех платежей.

В пункте 5 статьи 15 закона о финансовой аренде предусмотрена обязанность лизингополучателя по окончании срока действия договора возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено в контракте, или обзавестись предмет лизинга в достояние на основании договора купли-продажи. Таким образом, правовые основания для заключения договора оперативного лизинга существуют, считают эксперты компании "РТК-Лизинг".

Лизингодатель (лизинговая компания) может заключить договор, соответственно которому он покупает основное снадобье по указанию клиента, но предоставляет собственность только на установленный срок, а вслед за тем получает его обратно, но уже либо сдает его в простую аренду новому клиенту, либо реализует на вторичном рынке. В рамках договора оперативного лизинга арендатор пользуется имуществом только на протяжении небольшого временного отрезка, в результате чего достигается только частичная выплата стоимости имущества. В ряде случаев оперативный лизинг может и не вручить арендодателю возможности получения до конца действия договора всей стоимости имущества из-за достаточно короткого времени его эксплуатации у лизингополучателя.

Так что в текущее время в отсутствие законодательной базы под оперативным лизингом понимается долгосрочная аренда на 2-7 лет, объясняет Светлана Кудряшова. При этом срок аренды не превышает срока амортизации предмета лизинга и агрегат ускоренной амортизации не действует. В результате все налоговые льготы, которые полагаются пользователям финансовой аренды, тем, кто решил заключить контракт азбучный аренды, не полагаются. Тогда как экономия на налоговых льготах, которые полагаются при обычном лизинге, может собрать до 20% стоимости предмета договора.

Хотя в зависимости от нужд лизингополучателя так называемый оперативный лизинг может попасть удобнее и выгоднее, чем финансовый, несмотря на то, что клиенту он обойдется дороже, отмечает Светлана Кудряшова. Лизинговая фирма при оперативном лизинге принимает на себя обязательства по логистическому и техническому обслуживанию автомобилей. Из-за довольно высокой стоимости сходный сервис, связанный с частой заменой авто, недоступен большинству предприятий, находящихся в стесненном финансовом положении. Таким образом, оперативный лизинг предназначен главным образом для обслуживания автопарков или, по крайней мере, группы из нескольких автомобилей. Тогда издержки, связанные с уплатой больших лизинговых платежей, компенсируются отсутствием необходимости творить на предприятиях собственные транспортные службы и вносить плату за сервисное обслуживание предмета лизинга.

Кризисный катализатор

Однако наступивший на горло, и российской экономике в том числе, кризис создал безупречно новые тяжелые условия для работы. Лизингодатели также ощутили воздействие кризиса на себе, но не спешат отчаиваться, видя в текущей экономической ситуации как плюсы, так и минусы. "Например, на рынке оперативного лизинга автомобилей, с одной стороны, несомненно понижение количества приобретаемых автомобилей в силу падения покупательной способности, вызванной экономическим кризисом, - рассказывает генеральный босс лизинговой компании ARVAL Сергей Дианин. - С прочий стороны, выгоды оперативного лизинга стали в особенности привлекательными и актуальными".

Ведь собственные и привлеченные финансовые ресурсы компании эффективнее применять для ведения ее основного бизнеса. Таким образом, в нынешних условиях оперативный лизинг может рассматриваться в качестве альтернативного источника финансирования, считает эксперт. Потому что оперативный лизинг подразумевает гибкость и совершенный аутсорсинг финансирования, управления и администрирования автопарков и всех рисков, связанных с эксплуатацией автомобиля (технических, страховых, риска будущей стоимости автомобиля).

Пользуясь услугой оперативного лизинга, компании имеют вероятность существенно сократить внутренние расходы, связанные с содержанием автопарка, уверяет Сергей Дианин. Получается, клиенту предлагается комплексная оптимизация системы управления автопарком. Оттого есть все основания полагать, учитывая сложившуюся в России экономическую ситуацию, что численность сделок, заключаемых на рынке оперативного лизинга, будет увеличиваться, уверен эксперт.

Склонна оптимистично взирать на нынешнее состояние рынка оперативного лизинга и генеральный шеф лизинговой компании "УралСиб" Елена Гущина: "Несомненно, экономический кризис дал стимул к развитию оперативного лизинга. В первую очередность это связано с желанием компаний сократить инвестиционные, долгосрочные затраты". Большинство таких компаний имеют заказы на выполнение строительных и других работ сроком от трех месяцев до полугода. Осуществлять капитальные затраты при наличии заказов на полгода нетрудно не имеет смысла. Вследствие этого многие компании, которые раньше приобретали технику в имущество или заключали договоры лизинга, смещают спрос в сторону оперативного лизинга, заключает Елена Гущина.

А вот заместитель генерального директора компании "ВТБ-Лизинг" Анатолий Воронецкий отметил, что кризис не только дает бесспорный импульс во всех областях экономики, но и усиливает акцент на оперативном лизинге подвижного состава и воздушных судов, в свое время всего из-за высокой стоимости основных средств, а кроме того спроса на надежные и качественные перевозки грузов и пассажиров.

В настоящее час в России первостепенный предмет контрактов оперативного лизинга - легковые и легкие коммерческие автомобили. Учитывая особенности сложившейся ситуации, а ещё сложности, связанные с получением кредитов, оперативный лизинг автомобилей может рассматриваться как альтернатива кредиту и довольно привлекательный финансовый инструмент, позволяющий компаниям улучшить управление оборотным капиталом, оптимизировать движение финансовых средств, избежать капитальных затрат, снизить издержки и сконцентрировать собственные ресурсы на ведении своего основного бизнеса, передав при этом лизинговой компании все риски, связанные с эксплуатацией автопарка. Все эти факторы, безусловно, говорят о том, что спрос на услугу оперативного лизинга автомобилей будет только расти, добавляет Сергей Дианин.

Денег нет

Получается, из-за кризиса спрос на услуги оперативного лизинга увеличился. При всем при том совместно с этим изменились и предпочтения клиентов в части условий лизинговых контрактов, отмечает Сергей Дианин. По его наблюдениям, в настоящее время большинство лизингополучателей останавливают свой выбор больше продолжительные сроки договора, так как в этом случае уменьшается охват ежемесячного лизингового платежа.

Однако, несмотря на возросший спрос, лизингодатели не торопятся наращивать наш коммерциал прежними темпами. "Кризис сделал более разборчивыми лизинговые компании, - рассказывает Елена Гущина. - В условиях жесткого дефицита ресурсов рынок лизинга стал рынком продавца. Тем не менее мы считаем, что финансировать истинный сектор экономики необходимо по адекватным ставкам, выдвигая те требования к лизингополучателям, которым они могут соответствовать".

Хотя это трудновыполнимая проблема во пора кризиса. Было бы чудно отрицать - большинство лизинговых компаний, как и предприятия других отраслей, столкнулось с дефицитом заемных средств, отмечает Елена Гущина. При этом, по ее наблюдениям, сегодня в более выгодном положении оказались лизингодатели при крупных российских банках, а также государственные лизинговые компании. Этакий компанией, например, разрешено полагать "ВТБ-Лизинг". "Благодаря использованию наших конкурентных преимуществ, в первую очередь возможности привлечения финансирования от материнского банка, а также заимствований на международных рынках, мы можем дать лучшие условия в рублевой и валютной зоне", - рассказывает Анатолий Воронецкий.

То, что в условиях сложившейся в России экономической ситуации многие лизинговые компании испытывают трудности с привлечением финансирования, подтвердил и Сергей Дианин. По его мнению, это связано как с общим недостатком ликвидности, так и с возросшими рисками. По этой причине лизинговые компании вынуждены предъявлять повышенные требования к потенциальным клиентам с точки зрения их финансовой устойчивости и надежности. А это делает ход рассмотрения и одобрения лизинговой заявки и последующее заключение контракта более сложным для потенциального лизингополучателя.

По сути, лизингодатели перестали, как и другие игроки рынка финансовых услуг, опережающими темпами наращивать портфель и скрупулезно проверяют каждого клиента, выбирая самых надежных и устойчивых. Из-за дефицита заемных ресурсов лизинговые компании стараются финансировать наиболее надежных клиентов и предприятия малого и среднего бизнеса, которые оказались более устойчивыми в условиях экономического кризиса, рассказывает Елена Гущина. Например, в ее лизинговой компании также пересмотрели методики оценки рисков, сделав их более консервативными.

"При анализе компаний значительное участливость уделяется финансовому состоянию, наличию государственной поддержки, стабильности контрагентов, - рассказывает Елена Гущина. - Увеличился габарит авансового платежа. Если в 2008 году нормой был аванс в 10%, то в текущий момент минимальным является аванс в размере 20%".

При оперативном лизинге лизинговые компании также заинтересованы в снижении рисков, отмечает эксперт. При сроке аренды более трех месяцев от лизингополучателя могут стребовать оплату первого и последнего платежа, задатка. Специальная техника и грузовики ныне зачастую предоставляются только с водителем, что позволяет турнуть риск ненормативного износа техники, отмечает Елена Гущина.

Дорожные перспективы Между тем, несмотря на повышение уровня "придирчивости" лизинговых компаний, все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что у российского рынка оперативного лизинга достаточно большие перспективы.

"Этот бизнес, несомненно, продолжит близкое развитие, - считает Сергей Дианин. - Сквозь немного лет на российском рынке оперативного лизинга будут продолжать действовать те компании, которые первыми вышли на тот самый рынок, помимо того, не возбраняется дожидаться прихода новых игроков из числа европейских лизинговых компаний, специализирующихся на предоставлении этой услуги". Крупные российские лизинговые компании также будут предлагать оперативный лизинг в дополнение к своим основным продуктам и услугам.

А вот Елена Гущина, наоборот, ожидает усиления на этом рынке позиций российских лизинговых компаний. Так как вследствие кризиса ликвидности многие иностранные игроки на этом рынке будут ограничивать объемы финансирования оперативного лизинга в России, фокусируясь на рынках Западной Европы, считает эксперт.

Особый же потенциал, по ее мнению, для развития оперативного лизинга в себе несет сектор дорожного строительства. Держава не планирует значительного сокращения этих расходов, потому и у компаний, выполняющих подрядные работы, должен сохраниться объем заказов. Изменится и архитектура спроса на оперативный лизинг: если до 2008 года максимальным спросом пользовались легковые автомобили с пакетом дополнительных сервисов, то сейчас произойдет смещение спроса в сторону специальной техники и грузового транспорта, прогнозирует эксперт. Этот тренд в том числе связан и с тем, что лизинговые компании будут изымать у неплательщиков технику.

При этом у лизинговых компаний будет два варианта: отдать ее с дисконтом или отдавать оборудование в оперативный лизинг либо аренду, считает Елена Гущина. Но она отмечает, что для предоставления техники в аренду требуется существование сложной инфраструктуры, которая поможет минимизировать операционные риски. Так что только те, кто начал разработку таких технологий и создание необходимой инфраструктуры ещё до наступления кризиса, сейчас смогут употребить возможностями, которые предоставляет рынок.

Категория: Лизинг | Добавил: Admin (14.10.2011)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: