Главная » Статьи » Лизинг |
Грамотное использование лизинговых схем более того в кризис может вручить толчок для роста малого предприятия.
Однако в лизинге имеются и подводные камни. Главными из них для малого коммерциала являются увеличение ставок и сезонность, которые угрожают своевременности выплаты лизинговых платежей. Но разрешается договориться. Лизинг - это аренда имущества с правом его последующего выкупа. Просто в лизинг берется дорогостоящее оборудование или техника. Реже - производственные и складские помещения. Лизинговый платеж (как правило, ежемесячный) состоит из двух частей. Он непременно включает в себя арендную плату (проценты по лизингу) и сумму, которая направляется на частичное погашение стоимости имущества. График погашения рассчитывается так, что к моменту окончания договора собственность целиком переходит в имущество арендатора. Выгоды арендатора Лизинг возник больше 500 лет назад. В те времена подмастерье, обучившийся ремеслу и желавший сделаться мастером, но не имевший довольно средств для открытия собственной мастерской, забирал оборудование в лизинг у своего учителя. Например, Леонардо да Винчи взял в лизинг у своего учителя - художника Веронезе - дорогостоящие краски, гипс и бронзу для открытия малого бизнеса по изготовлению художественных изделий. И далее расплачивался с мастером пять лет, в том числе и картинами. В современных условиях лизинг применяется в двух случаях. Во-первых, когда цена имущества сильно велика. Например, во всем мире самолеты и океанские суда продаются только на условиях лизинга. Оттого что прямую покупку такого имущества зачастую не может дозволить себе даже крупная компания. Но значительно чаще лизинговые схемы используются для минимизации налога на имущество. При лизинге добро вплоть до окончания срока договора остается в имущества лизингодателя. При всем при том на него начисляется ускоренная амортизация. Это означает, что балансовая стоимость имущества грубо (иногда до 50% за год) уменьшается. Но налог на имущество платится как раз с балансовой стоимости: чем она меньше, тем меньше налог. Уже посредством год лизингодатель получает существенную экономию. Новое оборудование и техника потому что и стоят так дорого, что налог на имущество крайне велик. Подержанное или побывавшее в лизинге имущество, балансовая стоимость которого солидно упала, и при прямой покупке стоит гораздо дешевле. С точки зрения арендатора лизинговая технология ещё выгодна. Арендатор может пользоваться имуществом, которое ему не принадлежит, и извлекать выгоду. Когда имущество переходит в достояние арендатора, оно отражается в его балансе не как новое, а по балансовой стоимости, зафиксированной у лизингодателя на миг окончания договора. И налог на имущество бывший арендатор, а в настоящее время собственник начинает оплачивать аккурат с этой, существенно меньшей суммы. А уж в каком состоянии в реальности окажется имущество на момент перехода прав собственности - опека бывшего арендатора. Он заинтересован хранить имущество - тогда он сможет эксплуатировать его дольше и при этом продолжать экономить на налогах. Известно, например, что Леонардо да Винчи в своих ранних работах экономил краски, клал их шибко тонким слоем. С прочий стороны, самолеты Boeing и Airbus, отслужив 10-15 лет на американских и европейских авиалиниях, зачастую продаются по лизингу в Россию и Африку, где служат ещё 25-30 лет. Правда, такая методика не лучшим образом сказывается на безопасности полетов. Гримасы кризиса Малый коммерциал пользуется лизинговыми схемами по тем же причинам, что и крупный. Всякий бизнес экономит деньги. Но для малого бизнеса лизинговые схемы зачастую являются единственным доступным способом приобретения дорогостоящего оборудования и техники. Помимо того, банки даже в хорошие времена неохотно кредитовали малых предпринимателей, ибо у них, как правило, нет имущества для залога. И банкиры справедливо считали риски такого кредитования повышенными. В кризис с кредитами на каждый бизнес стало сложно. Дело даже не во взлетевших ставках (это, что называется, второй вопрос). Задача в том, что денег без затей не дают ни под бизнес-план, ни даже под залог. Например, в Первом республиканском банке выдача любых кредитов заморожена до июля, в НОМОС-банке - до июня. А ОТП-банк кредит обещает, но под 30% годовых в рублях и с условием, чтобы стоимость заложенного имущества превышала общую сумму задолженности заемщика (кредит и проценты) в два (!) раза. В этих условиях лизинговые схемы для малых предприятий являются некоторым выходом из тупика. В договоре в качестве обеспечения кредита (залога) указывается переданное в лизинг имущество, а обязательства по выплате кредита и процентов ложатся на арендатора, то есть на малое предприятие. Интересно, что проценты при этом не будут очень выделяться от банковских, хотя в хорошие времена процент по лизингу типично превышал банковский на 2-4% годовых (из-за дополнительных рисков). Теперь лизинговые компании держат процент на уровне среднебанковского, то есть возле 23-26% годовых. Причин проста: кризис. Лизинговым компаниям также сложно выживать (например, за последние три месяца две лизинговые компании допустили дефолт на рынке рублевых облигаций). Лизинговый бизнес изнутри устроен достаточно просто. Обычно лизинговая группа размещает (продает) на бирже свои облигации и получает деньги. Порой это называют секьюритизацией. На полученные средства лизинговая фирма на сто процентов или частично (с использованием механизма банковских гарантий) выкупает у индустриальных производителей уже упомянутое дорогостоящее имущество. Далее она предоставляет это имущество в лизинг, причем процент по арендным платежам должен превышать процент по облигациям плюс накладные расходы (зарплату сотрудникам, аренду офиса и т.д.). То, что остается при вычитании одного процента из другого, и есть польза компании. Как говорится, на разнице и живем. Кризис негативно повлиял на отлаженную схему. В свое время всего инвесторы на облигационном рынке перевелись, а те, что остались, требуют по новым выпускам облигаций увеличенный "кризисный" процент (от 20 до - временами - 30% годовых, тогда как прежде довольствовались 15-17% годовых). При таком проценте "на входе" процент по лизингу для заемщиков-арендаторов имущества взлетел бы до 30-35% годовых. Но какой же заемщик это потянет? Оттого лизинговые компании по сути дела прекратили рефинансироваться сквозь облигационный механизм. И все, что они в текущее время могут совершить для своего выживания, - всячески оберегать и привлекать платежеспособных заемщиков. Потому как что только своевременные платежи заемщиков могут снабдить лизинговым компаниям вероятность расплатиться с инвесторами по раньше выпущенным облигациям. По иному - дефолт и банкротство. Вот и доводиться лизинговым компаниям действовать на практике без прибыли, в крайнем случае рефинансируясь в банках. Выгода для малых Нехорошо наживаться на посторонний беде, но в коммерциале это входит в правила игры. Например, малые предприятия могут вытянуть выгоду из неустойчивого положения лизинговых компаний. Во-первых, там сегодня разрешено реально заполучить нужный кредит, а во-вторых, там позволительно кот наплакал "сломать цену", то есть процент. Чаще всего малые предприятия берут в лизинг автотранспорт, строительную технику, станки. Реже - торговое и холодильное оборудование. Стоимость лизинга зависит от рисков и составляет от 23 до 26% годовых. Сроки лизинга разнятся от 1 года до 10 лет. При лизинге автотранспорта и любого интенсивно эксплуатируемого имущества проценты выше, так как больше риск его повреждения или уничтожения, например, в ДТП. Авто "Газель" стоимостью в 500 тысяч рублей в эти дни отдается в лизинг под 25% годовых. При сроке лизинга в 5 лет ежемесячный платеж малого предприятия-арендатора составит 18,75 тысяч рублей. Из них 10,45 тысяч рублей составят проценты по лизингу (проценты взлетели!), а 8,3 тысячи рублей будет нацеливаться на погашение стоимости имущества. Через 5 лет автоагрегат потеряет самое малое 50% своей балансовой стоимости, так что на балансе малого предприятия он отразится по цене 250 тысяч рублей. Налог на имущество составит 12,5 тысяч рублей в год, тогда как при прямой покупке он составил бы 25 тысяч рублей. Экономия на налоге составит 12,5 тысяч рублей в год. Зато общая стоимость автомобиля составит 1 млн. 250 тысяч рублей, а переплата по сравнению с прямой покупкой - 750 тысяч рублей (кризис!). Экономия на налогах окупит переплату за 60 лет. Разумеется, "Газель" столь не проживет. Однако следует учесть еще и инфляцию (реально - примерно 15% годовых). При таковой инфляции предприятие может реально сбыть автомобиль через 10 лет по цене, например, 625 тысяч рублей (250 тысяч рублей + 10 лет*15% годовых). И обрести 625 тысяч рублей + 125 тысяч рублей (экономия на налогах) = 850 тысяч рублей. Остается надеяться, что чистую прибыль в 450 тысяч рублей за 15 лет (по 2,5 тысячи рублей в месяц) ?Газель? все-таки принесет. А значит, предложенная схема весьма долгая, но все же не убыточная. Другой пример: трактор "К-744" ныне бойко приобретается в лизинг фермерскими хозяйствами. Стоимость трактора сообща с навесным оборудованием у производителя - Кировского завода - составляет 3,5 млн. рублей. Предприятие отдает трактора в лизинг под 15% годовых на срок до 7 лет. Процент понижен, оттого что схема реализуется в рамках национального проекта "Сельское хозяйство". При максимальном сроке лизинга полная стоимость трактора составит 7,175 млн. рублей, переплата - 3,675 млн. рублей (кризис!). Ежемесячный платеж составит 85,42 тысяч рублей, из которых 41,2 тысячи рублей придется на погашение стоимости трактора, а 43,75 тысячи рублей составит арендная плата. Через 7 лет клиент трактора, в частности фермер, запишет его к себе на баланс по цене на 70% дешевле стоимости новой техники, то есть 1,050 тысяч рублей. И будет вносить плату налог на имущество в 52,5 тысячи рублей в год вместо 175 тысяч рублей при прямой покупке нового трактора. Экономия на налоге (122,5 тысячи рублей) "отобьет" переплату за 30 лет. Что ж, при надлежащем бережном обращении трактора столько "ходят", что доказывается наличием в сельской местности большого количества сельхозтехники выпуска 1970-1980-х годов. Еще пример: стоимость чешского раскроечного станка для производства пластиковых окон составляет 500 тысяч евро. Малый предприниматель, разумеется, не может разрешить себе прямую покупку, в особенности с учетом роста курса евро. Однако если он поедет в Чехию на завод-производитель, то узнает, что концевой готов дать ему лизинг на 5 лет под 9% годовых. Правда, раньше завод предоставлял лизинг под 5% годовых и не требовал регистрации отдельного юридического лица (фирмы) в Чехии, а сейчас требует. В Европе тоже кризис. Но все-таки европейские 9% годовых - это не российские 25% годовых. Ежемесячный платеж с учетом расходов на фирму в Чехии составит 12,1 тысяч евро. К тому же малого предпринимателя ждет операция растаможивания либо станка (что выгоднее) либо его продукции (то есть пластиковых окон). Не утомляя читателя сложными расчетами с учетом, как в настоящий момент принято говорить, коррупционной емкости российского законодательства, констатируем, что лизинговая переплата должна на все сто окупиться эдак за 7 лет. Опять-таки при надлежащем уходе станок 12 лет прослужить сможет. Подводные камни Практический результат таков: чем более дорогостоящее имущество приобретается в лизинг, тем более существенной оказывается экономия на налогах. И тем меньше - срок окупаемости проекта, как это ни парадоксально. Кроме того, если лизинг в России в текущий момент реально дорог, то не стоит робеть обозревать на условия в других странах. Должен же и малый бизнес обретать выгоды от пресловутой глобализации. В лизинге есть еще единственный подводный булыжник - сезонность бизнеса. Платеж надобно вносить произвольный месяц, но поступление прибыли у малых предприятий, как правило, неравномерно. Например, трактор точь-в-точь будет простаивать зимой, а раскроечный станок зимой будет вкалывать вполсилы. Даже "Газель" летом применять выгоднее. Потому многие малые предприятия сталкиваются с проблемой: перебои в работе жутко негативно сказываются на своевременности внесения ими лизинговых платежей. Есть немного путей выхода. Во-первых, возврат имущества при несвоевременной выплате лизинговых платежей осуществляется через суд. Российская судебная организация рассматривает такие дела очень неспешно, и что-то принять лизинговая компания может года через два. Подчас лучше пособить арендатора, предоставив отсрочку либо реструктуризацию долга на несколько месяцев. Во-вторых, в договоре лизинга лизингодатель обыкновенно предоставляют арендатору возможность отсрочки платежа на 3 месяца. Он, правда, берет за это штраф, но юридических действий все же не начинает. Так что непростой отрезок времени не возбраняется перетерпеть. Причем отношения между лизингодателем и арендатором от трехмесячной просрочки вряд ли испортятся: лизингодателю выгоднее не гоняться за арендатором по судам, а получать от него платежи, нехай даже не вовремя. При этом малому предпринимателю следует помнить, что в кризис у всех могут сдать нервы. Известны случаи, когда в Санкт-Петербурге по представлению лизинговых компаний налоговая инспекция блокировала счета предпринимателей. Главное правило для должника - не носиться от кредитора. Необходимо разговаривать, даже если обстановка тяжела, а вам предъявляют претензии. С лизинговыми компаниями, особенно в кризис, можно и нужно договориться. Лизинг для малого предприятия - не панацея от всех бед. Другой раз он превращается в долговой камень на шее. Но тем не менее это инструмент, тот, что позволяет малому предприятию вылезти на свежий порядок развития, освоить новые рынки. Лизинг расширяет оконце возможности для малого бизнеса, но требует аккуратности и тщательных расчетов. Только таким путем можно обратить лизинговые схемы в инструмент успеха. | |
Просмотров: 1202 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |